В вихре танца
Газета ДОСУГ от 28.1.1994
То была настоящая сенсация - на первой странице английского еженедельника "Гайд ньюс" весьма комплиментарная статья со снимками о бат - ямском Кубке Европы по бальным танцам. Отмечался его высокий уровень, профессионализм участников, но особенно автор восхищался израильской парой, победившей в первом чемпионате Израиля, проходившем в рамках соревнования. И впрямь, это был большой успех (и не только танцоров, но Израильской ассоциации в целом, если учесть сильнейший состав судей из Голландии, России, Англии, Бельгии, присутствие самого генерального секретаря Всемирной ассоциации танцев, а главное - короткий срок, отпущенный нашим призёрам на подготовку к столь ответственному турниру).
О том, как удалось это Рузанне Меншаров и Борису Одикадзе, - разговор особый. Но прежде чем с ними встретиться и зная уже кое - что об их становлении в Израиле, я всё же возвращалась мысленно к той бурной разноголосице мнений, что началась с нашим вторжением в культурную жизнь страны.
Уж сколько мы написали (а сколько ещё напишем!) не только о тяжёлом, порой драматичном вхождении "русских" в новую среду, но и об удачливых, успевших за два - три года взлететь на крыльях неуёмных своих способностей и предприимчивости, освобождённых наконец от тотальных запретов. У меня даже рубрика есть "Такая разная абсорбция". Только предварять ею сегодняшний свой рассказ не стану, потому что пишу на сей раз о явлении, неординарностью своей подвигнувшем на раздумья - а кто, собственно, кого абсорбирует?
В самом деле, мои друзья - ватиким рассказывают, что, когда они приехали, в автобусах курили. А нынче вот уже и ногам на сиденьях конец приходит - появились таблички, запрещающие так удивившую нас вольность. Только не надо, хватит уже стенать по поводу их всеобщей отсталости на фоне нашей повальной цивилизации. Мы тоже немало их удивили - ведь понятие культуры гораздо шире бретельки из - под спущенной майки, либо сумки, брошенной на тротуар. И многие её (культуры) грани, увы, не коснулись как раз тех "наших", которые более всего ею кичатся.
Словом, почти уже отгремели баталии на тему: чья культура лучше. Потому что нельзя ответить на некорректно поставленный вопрос, да и зачем время терять в пустом перехлёстке амбиций? Не лучше ли нацелиться на взаимоинтеграцию, грядущий выигрыш которой ничем не измерить? Путей здесь не счесть - уже проторенных и совсем неожиданных. Ну вот, скажем, танец...
... "Цисаперс" - слово не из иврита, а из Грузии, из поэзии Батарашвили, и означает оно "цвет небесный". Почему так назвали Рузанна с Борисом свою школу бального танца в Тбилиси? Не оттого ли, что искусство это способность нести нам подобную же радость? Сами они испытали её несколько раньше, когда нашли друг друга в счастливом партнёрстве и поняли, что способны на многое. закружились в своём страстном танце на самых престижных - от республиканских до международных - конкурсах, и это тем более удивительно, что в детстве танцевать не учились. Может, потому и поняли сразу, сто будут обучать детей - совсем рано нужно мальчишек и девчонок вводить в этот волшебный мир. Тем более, что прошли прекрасную школу в Тбилисском университете хореографии, а Рузанна, по образованию филолог, ещё и детскую психологию в институте педагогики изучила. Так что собственная танцевальная карьера набирала высоту параллельно с педагогической, и неизвестно ещё чему отдавалось предпочтение. Во всяком случае перед отъездом в Израиль их трёхгодичная школа - студия бальных танцев уже имела имя и, казалось, будущее.
- И всё же уехали? - спросила я Рузанну и Бориса. - От успеха, от перспективы?
- Да, мы много разъезжали - сами и с учениками. Борис уже был судьёй международной категории по бальным танцам, традиционными стали конкурсы "Цисаперса", даже международную встречу организовали - сборная Германии и Союза. Самые лучшие пары, полный зал, грандиозный успех. Но через пять дней - 9 апреля 1989 года грянули трагические события в Тбилиси. И мы поняли, что никаких перспектив - то нет, а время показало, что правильно поняли - до танцев ли в сегодняшней несчастной нашей Грузии!
- Но ведь в Израиле в 90-м году никто бальными танцами не занимался, не было традиции. Восток, как говорится, есть Восток, и Запад в этом отношении его тогда ещё не коснулся. Судя по сегодняшним вашим успехам, сдвиг произошёл разительный.
- Это, конечно, многого стоило. Я давала случайные частные уроки, старожилы поначалу не видели резона в обучении детей танцам, считали это блажью, забавой, а не мостиком к красоте движений, грациозности. И когда мы открыли первую студию, к нам привели... пятерых детей. Но поистине лиха беда начало - вскоре их уже было пятьдесят, и родители просто замирали, когда видели своих чад на сцене. Нам начали доверять, и сегодня в реховотском МАТНАСе Кирьят - Моше в нашей студии уже занимается сто ребят и в Ашдоде - около трёхсот. А тогда, буквально через полгода после создания студии, на Кубке Израиля по возрастной группе 12 - 14 лет наши дети стали первыми, и две пары летом прошлого года представляли страну на весьма престижном открытом чемпионате мира в Италии. С нами стали считаться. А тут ещё три года назад создаются Израильская ассоциация спортивного танца (президент Михаэль Долматов) и Ассоциация профессионального танца, во главе которой замечательный педагог Олег Едлин, много делающий для создания международного имиджа Израиля в этой области. И вот уже дважды нашей стране доверено проводить официальный Кубок Европы, а в этом году - и мира.
- Бесспорно, такой скачок дорогого стоит. И всё же, если спуститься на землю и заглянуть в вашу школу - студию, что там сегодня происходит? Только ли это опять же олимовское пространство или можно уже говорить об интеграции?
- Мы - то как раз и начали работать с сабрами, а дело это, надо сказать, отнюдь не лёгкое, потому что воспитывать прежде всего нужно мам и пап, причём зачастую - с нуля. В том смысле, что они должны подчиняться нашим правилам и требованиям, а не наоборот. Скажем, маме непонятно, почему её ребёнок в любое место, не говоря уж об улице, может пойти неряшливо одетым, непричёсанным, а к нам - нет. Приходится объяснять, что у нас волосы должны быть собраны в пучок, а руки - освобождены из рукавов. Как - то мальчик опоздал на урок, прошёл, сел. Я попросила его выйти, постучать в дверь, извиниться за опоздание, поздороваться. С обидой пришла назавтра мать: не учите, говорит, его вашей культуре, он войдёт тогда, когда захочется, потому что заплатил деньги. Мы ей объяснили, что деньги можно забрать, а у нас будут заниматься лишь те, кто хочет не просто плясать, но и приобщаться к культуре. Да и неужели непонятно, что одно без другого, если это истинное искусство, не бывает. Усилия наши даром не прошли, теперь нередко мы слышим: "Что вы делаете с нашими детьми, мой сын ни за что не пройдёт в комнату, пока меня не пропустит. Да и кричать стали меньше, говорят красиво..."
- То есть танец - как средство приобщения к культуре в целом? Обретение совсем иного, небудничного мироощущения? На это, я понимаю, у вас работает всё и в первую очередь - костюмы. Я слышала, Рузанна, что создаёшь ты их сама. Трудно поверить, ведь это совсем иная профессия, если принять во внимание вкус и фантазию, с которыми они исполнены. Ты подтверждаешь правило, что талант один не приходит.
- Спасибо. Я действительно всё делаю сама - продумываю, исполняю. Иногда это очень мучительный процесс - как любое творчество. Как композитор, если родился мотив, должен немедленно записать ноты, так и я, увидев мысленно деталь костюма, тут же берусь за её исполнение. Но если получилось, радости нет предела. Помню, как была счастлива, когда на турнире в Голландии мне сказали, что в моём платье могла бы танцевать чемпионка мира.
- Ещё не вечер...
- Ну, это уж слишком, но убеждена - возвышенный бальный танец нельзя танцевать в неинтересном костюме. За рубежом говорят, что заниматься танцем должны лишь леди и джентельмены, что это спорт для королей. И если происхождением я не вышла, то приятно хотя бы в танце почувствовать себя королевой, а для этого нужен и соответствующий наряд. Вот и ломаю голову, подбираю краски, сочетаю цвета. Ча - ча - ча, например, для меня - танец ярко - жёлтый, ярко - зелёный, именно эти цвета ассоциируются у меня с быстрым движением. Зато лирическая и нежная румба видится мне в белом. Над этим приходится постоянно думать, тем более, что и для учеников готовлю костюмы сама - привыкла к этому ещё в Тбилиси. Здесь опять приходится воспитывать родителей, некоторые недовольны, что я требую красивые (а значит, недешёвые) ткани, атрибуты. Приходится объяснять, что требую этого не я, а их ребёнок, что если уж отдали его в нашу студию, а не в шахматную, то и на сцену я его не выпущу в убогом одеянии. Ведь бальный танец - от слова "бал", значит, нечто праздничное, красивое. И знаете, понимают, привыкают, сдаются, особенно после того, как увидят своё нарядное дитя на сцене.
- Костюмы, выходит, - епархия Рузанны. А музыка, наверное, Борис, ваша? Мне почему - то кажется, что именно так распределены роли в вашем дуэте.
- Да, сложилось именно так. Я получил музыкальное образование, в семье все пели - знаете, конечно, грузинское многоголосье, оно способно даже в самую тяжёлую минуту оживить душу. То есть в музыке я не новичок. А танец - статья особая. Вначале я ищу музыку, потом она меня ведёт, подсказывает решение композиции. А поскольку танец - это движение, то и музыка не может быть статичной. Даже на конкурсе у меня может по ходу измениться вариация фрагмента танца, если вдруг придёт иное ощущение музыки. И счастье в том, что Рузанна мгновенно чувствует перемену и следует за мной.
- Партнёрша, - отвечает на комплимент Рузанна, - конечно, считается украшением танца, но партнёр, поверьте, - его основа, стержень. Партнёр, говорят танцоры, всегда прав.
- Но любой костюм без украшения блекнет...
- Вы правы, более того, хорошая партнёрша - это не синоним хорошей женщины, это целый мир, это находка, счастье.
- А если ещё не только в танце, но и в жизни...
... Здесь, говоря языком спорта, произошёл удивительный дубль. И отнести его нельзя только на счёт случая - партнёры - то не только талантливы, но и безумно упорны. Потом мы ещё долго говорили об их работе (как ни приземлённо это звучит в отношении их божества - танца). Дают много концертов по всей стране, мэр Ашдода недавно узнал, что в его городе живут чемпионы Израиля, и вот в феврале хотят провести здесь чемпионат страны среди юниоров, а в будущем году - международный конкурс (по секрету доверили мне свою мечту - сделать Ашдод танцевальным городом). Только что в Реховоте завершился очередной "Цисапер" (так, помимо школы, называются теперь танцевальные конкурсы) победой их пары - Ихиэль Мирит и Нисана Грайзеля. Со своей блестящей европейской программой на днях будут представлять Израиль на международном турнире в Риге. Но главная забота - многочисленные ученики, сорок пять сложившихся интересных пар, которые, кстати, - яркий пример интернационального воспитания. И среди них - сын Томас со своей сильной партнёршей Иланой.
"... Такой вот необычный дуэт. Такая неординарная абсорбция. Если увидите афишу, приглашающую на выступление Рузанны и Бориса, если появится возможность посетить очередной конкурс с их участием, обязательно ею воспользуйтесь, и вы попадёте в царство таланта, красоты и изящества. Настоящий праздник подарит вам эта тонкая, с редким вкусом и тактом пара, и уведёт она вас в далёкие страны, где танцуют романтичную, чувственную румбу, жизнерадостный, полный экспрессии танец самба или ритмичный и задорный фокстрот. С ча - ча - ча вы непременно побываете на Кубе, с посадоблем увидите по - испански жаркую корриду (элегантный, сильный и властный тореадор и его партнёрша в роли плаща), а с медленным, сдержанным вальсом перенесётесь в пуритански чопорную Англию. Впрочем, каждый сам волен выстраивать свои ассоциации, важно, что танцоры открывают для них широкий простор.
Интервью с Розанной и Борисом Одикадзе
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12009-02-26 02:28:03
Поделиться22009-02-26 18:45:53
ещё кусочек истории
"Цисаперс"
и его цисаперсики
газета ВЕСТИ от 24.2.1994
Михаил Кипнис Сперва чуть - чуть истории. В Тбилиси у Рузанны и Бориса Одикадзе была школа танцев. Имя у неё очень поэтичное - "Цисаперс" - "Свет небесный". Когда Рузанна и Борис репатриировались в Израиль, вместе с ними совершила алию и идея создания детской школы бального танца. Сегодня в ашдодском и реховотском отделениях "Цисаперс" занимаются 450 человек.
Информация к размышлению
До начала большой алии Израиль практически не был знаком с бальными танцами. Хотя вернее было бы назвать эти танцы "спортивными". В начале девяностых была создана Израильская ассоциация спортивных танцев. Её президентом стал Михаэль Долматов. Эта любительская ассоциация признана израильским национальным Олимпийским комитетом. Профессиональную ассоциацию бальных и латиноамериканских танцев возглавляет Олег Едлин. В 1991 году в штаб - квартире Международной федерации спортивного танца был поднят флаг пятьдесят четвёртого члена профессионального спортивного объединения. Им стал Израиль.
Наконец, день сегодняшний
Любой спорт немыслим без турниров и чемпионатов. Бальные танцы - не исключение из правил. 16 января в спорткомплексе ашдодского района "йуд - алеф" на трибунах к семи часам вечера не осталось ни одного свободного места. Зрители сидели даже на ступеньках. Такой ажиотаж вполне объясним, ведь в городе впервые проводился крупный танцевальный турнир - чемпионат Израиля среди юниоров по европейской и латиноамериканской группам танцев и детский конкурс по латиноамериканской программе. Любительская ассоциация дала официальное "добро" на проведение чемпионата, предоставление судей. Комитет по культуре и спорту Ашдода, дворец спорта района "йуд - алеф" подключились к организации соревнований.
Муниципалитет Ашдода выделил 15 тысяч шекелей. Организовала и провела чемпионат детская школа бальных танцев "Цисаперс". Двести мальчишек и девчонок, выбежавших на танцевальную площадку, чтобы в ритме "диско" поприветствовать гостей чемпионата, делали это по праву хозяев.
Среди пар, приехавших на чемпионат из Реховота, Ришон ле - Циона, Хайфы, Лода, Бат - Яма, фаворитами считались Евгений Маслов и Юдит Вайс. Эти танцоры из Бат - Яма (тренер Олег Едлин) в течении двух лет были чемпионами среди юниоров, представляли Израиль на чемпионате мира по европейской группе танцев, участвовали в традиционном лондонском международном турнире. И в Ашдоде Юдит и Евгений по праву стали первыми.
А вот второе место, завоёванное воспитанниками "Цисаперса" Томасом Шиошвили и Иланой Мешкауск, для многих было сюрпризом. Эту пару, которая возникла всего полгода назад, практически никто не знал, между тем Рузанна начинала тренировать Томаса ещё в тбилисском "Цисаперсе", а Илана занималась в Каунасе у одного из сильнейших тренеров - Чесловаса Норвайтиса.
В следующем году Борис и Рузанна Одикадзе мечтают провести в Ашдоде открытый международный турнир "Цисаперс". Мэр города Цви Цилькер обещает свою поддержку.
Когда - то одна из учениц спросила Рузанну: "Если наша студия называется" Цисаперс ", то кто же тогда мы? Цисаперсики?" - Сегодня наших "персиков - цисаперсиков" мы готовим к новым танцевальным турнирам, - говорит Борис Одикадзе. Прошедший чемпионат убедил нас в том, что любое дело может стать мостом, соединяющим души людей, два берега нашей жизни: прошлой и нынешней.